На какие виды деятельности отменены лицензии
Информационный центр развития бизнеса Информационный центр развития бизнеса
реклама в интернете.
22.03.2012 13:23

2012: налоговая и бюджетная политика

Андрей Харковец
Министр финансов Республики Беларусь

В новом году безусловный приоритет правительства — достижение финансовой стабилизации на макроуровне и создание условий для последующего устойчивого экономического роста. Важно существенно снизить темпы инфляции, максимально задействовать внутренний потенциал, более эффективно использовать государственное имущество, сбалансировать внешнюю торговлю. Решение этих задач позволит достичь прироста ВВП на 105–105,5 процента.

Сохранится жесткая денежно-кредитная политика. Она предполагает прекращение эмиссионной поддержки банков со стороны Национального банка. Бюджетно-налоговая система будет подчинена созданию дополнительных стимулов для роста экономики и инвестиций при бездефицитном бюджете, четкой регламентации источников финансирования государственных программ.

Налоговые стимулы

Системные меры приняты для снижения налоговой нагрузки на экономику, повышения ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, обеспечения дополнительных прав плательщиков.

Структура отечественной налоговой системы по составу и количеству платежей за последние годы приведена в соответствие с общепринятыми стандартами. Поэтому в наступившем году акценты сделаны на улучшении ее качественных характеристик, в том числе в увязке с оценкой воздействия налогов на нашу конкурентоспособность в Таможенном союзе.

Радикально снижена ставка налога на прибыль — с 24% до 18%. Она самая низкая в Таможенном союзе, и одна из самых низких среди наших западных соседей, что по оценке экспертов положительно повлияет на решение инвесторов о ведении бизнеса в Беларуси. Подходы к налоговому льготированию прибыли заменяются общепринятыми и понятными для иностранных инвесторов механизмами стимулирования инвестиций: ускоренной амортизацией (за счет введения амортизационной премии) и переносом убытков на будущие прибыли.

Дополнительные налоговые стимулы предусмотрены для производителей высокотехнологичных и инновационных товаров. От налога на прибыль в 2012 году освобождены доходы организаций, полученные от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если доля такой прибыли составляет более 50%). Кроме того, прибыль организаций, полученная от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства, будет облагаться по ставке 10%.

Плательщикам дано право в течение налогового периода изменять метод уплаты налога на прибыль. Кроме того, упрощается порядок уплаты экологического налога путем перевода плательщиков на подачу одной налоговой декларации в налоговые органы по месту постановки на учет.

От налога на прибыль освобождены доходы учреждений образования, полученные от предпринимательской деятельности. Это повысит качество учебного процесса за счет обновления материально-технической базы и материального стимулирования преподавательского состава. Для коммерческих организаций расширена возможность оказания спонсорской помощи бюджетным учреждениям социальной сферы, спорта, образования, здравоохранения, общественным объединениям инвалидов, религиозным организациям. Для этого уточнен состав получателей и увеличен предельный размер льготируемой суммы с 5% до 10% валовой прибыли.

Налоговые коррективы

Ряд дополнительных предложений внесен по уточнению налогового законодательства отдельно по каждому налогу.

Так, по налогу на добавленную стоимость: предусмотрено исключение из объектов обложения оборотов по выбытию основных средств, нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства. Такое решение направлено на упрощение налогового учета и сокращение платежей в бюджет, когда отсутствует предпринимательская деятельность:

  • в целях развития внутреннего туризма освобождены от налога туристические услуги, которые оказываются гражданам Беларуси. До 2012 года такая льгота действовала только в отношении иностранцев;
  • упрощен механизм налоговых вычетов в случаях применения плательщиками налоговых льгот по уплате НДС, при отчуждении государственного имущества, а также в случаях списания кредиторской задолженности на финансовые результаты.

Уменьшена также налоговая нагрузка на малый и средний бизнес за счет снижения на один процентный пункт ставки налога при упрощенной системе налогообложения: с 8% до 7% без уплаты НДС и с 6% до 5% с уплатой НДС.

Изменения в отношении подоходного налога направлены на усиление социальной защиты граждан и формировались, в том числе, на основании их обращений:

  • отменен предельный размер льготируемых средств (1000 базовых величин), получаемых гражданами, которые нуждаются в дорогостоящем лечении;
  • стандартные налоговые вычеты смогут предоставляться гражданам не только по месту работы, но и налоговыми органами при ее отсутствии;
  • имущественный налоговый вычет для нуждающихся в улучшении жилищных условий распространен на случаи самостоятельной реконструкции собственного жилого дома;
  • с учетом пока неизменной базовой величины установлены размеры налоговых льгот и вычетов в белорусских рублях с одновременной их индексацией в пределах предполагаемого роста заработной платы в 2012 году;
  • индивидуальные предприниматели, уплачивающие подоходный налог, по аналогии с организациями освобождены от регламентации состава затрат, учитываемых при налогообложении.

Это упростит исчисление данной категорией подоходного налога и сократит количество ошибок в учете.

По налогу на недвижимость:

  • с учетом вовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот, повышенная в два раза ставка налога на недвижимость в отношении объектов сверхнормативного незавершенного строительства будет применяться независимо от ведения плательщиком нового строительства;
  • до 1 января 2016 года от налога освобождаются научные организации, научно- технологические парки, центры трансферта технологий.

Аналогичны подходы в части дополнительного налогообложения земельных участков, занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства. Стимулирование научно-технологических организаций предусмотрено и в отношении земельного налога.

В дополнение к специфической введена адволодная ставка налога за добычу (изъятие) калийной соли в процентном отношении к мировым ценам на калийные удобрения.

Это необходимо с учетом прихода на сырьевой рынок страны иностранных инвесторов с целью изъятия у них части сверхдоходов, получаемых от реализации природных ресурсов на мировых рынках по мировым ценам.

Установленные в белорусских рублях ставки экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, на игорный бизнес и ряд других индексируются в пределах параметров инфляции текущего года, хотя ранее мы учитывали данный параметр и на следующий год. Но, с учетом сложившейся ценовой ситуации, такой шаг пока считаем излишним.

По остальным налогам, сборам и пошлинам внесены редакционные уточнения либо порядок их взимания приведен в соответствие с принятыми в течение 2011 года решениями и поручениями Главы государства и правительства.

Источники доходов

Доходы консолидированного бюджета в 2012 году запланированы в объеме 141,8 трлн. рублей — 27,8% к ВВП. Это в 1,8 раза больше по сравнению с 2011 годом (78,8 трлн. рублей и 27,8% к ВВП).

Сложившаяся структура доходов бюджета в основном сохранится. Как и ранее, основную долю поступлений составят НДС — 33,2%, доходы от внешнеэкономической деятельности — 17,9%, подоходный налог — 10,8%, налог на прибыль — 10%, акцизы — 8% и налоги на собственность — 2%.

Высокие темпы роста, которые прогнозируются в отношении номинального ВВП — 180,1%, позволят сформировать доходы по НДС в сумме 47,1 трлн. рублей с ростом к оценке 2011 года в 1,9 раза.

По сравнению с минувшим годом почти на 70% планируется рост поступлений по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности. Их объем составит 25,4 трлн. рублей. Основной фактор — изменение курсов иностранных валют, рост экспорта и импорта товаров.

Доходы бюджета по налогу на прибыль возрастут к ожидаемым поступлениям 2011 года на 75,7% и составят 14,2 трлн. рублей, что объясняется расширением налоговой базы.

Рост поступлений от акцизов запланирован в два раза. Укрупнение подакцизных групп товаров и повышение ставок акцизов на алкогольные и табачные изделия с учетом прогнозируемых объемов реализации подакцизных товаров позволят получить 11,3 трлн. рублей.

Налоги на собственность, зачисляемые в бюджеты областей и Минска, прогнозируются с ростом на 11,9% в сумме 2,9 трлн. рублей. В данном случае не учтены доходы от повышающих коэффициентов к ставкам этих налогов, которые имеют право установить местные Советы депутатов. Как и в предыдущие годы, это будет источник дополнительных доходов местных бюджетов.

Структура расходов

Структура расходных обязательств бюджета имеет ряд особенностей.

Во-первых, значительно (почти в 3 раза) увеличиваются расходы на погашение и обслуживание государственного и местных долгов, а также расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию государственных программ (практически в 2 раза).

Во-вторых, в резервный фонд Президента и резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов будут направлены дополнительные поступления в объеме 2,8 трлн. рублей от НДС и подоходного налога в связи с повышением прогноза реального роста ВВП.

В‑третьих, рост реальной заработной платы работников в бюджетной сфере запланирован на уровне 5% и должен быть сопоставим с ростом производительности труда в экономике. Поставлена цель сблизить уровни оплаты труда в бюджетном секторе и в целом по экономике.

Таким образом, важнейшие направления расходов бюджета, в том числе по объему (расходы по погашению и обслуживанию государственного и местных долгов, на субсидирование процентных ставок по кредитам, на заработную плату и трансферты населению), в 2012 году составят более 52% общего объема расходов консолидированного бюджета. В 2010 году доля этой группы расходов составляла 44%.

Акцент — на охрану здоровья и образование

Приоритеты бюджетной политики-2012 — здравоохранение, образование и наука. Прирост расходов на эти сферы превышает прирост финансирования большинства других отраслей.

На здравоохранение из консолидированного бюджета запланировано 18,2 трлн. рублей, или 3,6% к ВВП — рост в 1,8 раза к 2011 году. Из них 14,4 трлн. рублей (80%) будет направлено на финансирование более двух тысяч учреждений здравоохранения местного уровня. Особое внимание уделено реализации госпрограмм в этой сфере. На мероприятия государственной программы профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний в 2012 году запланировано 192 млрд. рублей, государственной программы «Кардиология» — 193 млрд., Национальной программы демографической безопасности Беларуси — 106 млрд. рублей.

Расходы бюджета на образование определены в объеме 23,8 трлн. рублей и составят 4,7% к ВВП — рост к 2011 году в 1,7 раза. В частности, бюджетные расходы на высшее и послевузовское образование вырастут на 187,4% — с 1,7 до 3,2 трлн. рублей. В дополнение к стандартным расходам на обучение студентов вузов, в рамках госпрограммы развития высшего образования на материально-техническое оснащение высших учебных заведений выделяется 159 млрд. рублей. Необходимым бюджетным финансированием наполнены госпрограмма развития средне-специального — 1,1 трлн. рублей и профессионально-технического образования — 1,5 трлн. рублей. Они комплексно охватывают все бюджетные расходы на содержание и развитие соответствующих учреждений.

Наряду с введением с этого года дополнительных налоговых стимулов производства инновационной продукции, на реализацию государственной научно-технической и инновационной политики запланировано 1,4 трлн. рублей, или 0,3% ВВП. Это соответствует уровню 2009–2011 годов. Доля собственных средств организаций и иных источников внебюджетного финансирования в общем объеме затрат на научные исследования и разработки должна существенно вырасти. Фактически в 2011 году мы имели не более 45%.

В 2012 году адекватно ситуации бюджет обеспечит социальную поддержку населения. Безусловно, лучший способ такой поддержки — устойчивый рост реальных доходов населения. Кроме этого, предусмотрены ресурсы на поддержку тех категорий, которые не смогут самостоятельно обеспечить себе достаток. Расширятся круг получателей адресной помощи и ее доступность.

Жилищное строительство

Планируется ввод в эксплуатацию более 2 млн. квадратных метров жилья с государственной поддержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Господдержка будет осуществляться в следующих формах:

  • льготное кредитование строительства жилых помещений. Кредитование будет вестись по конкретным перечням объектов, на эти цели запланировано около 6,4 трлн. рублей;
  • возмещение процентов по кредитам банков, предоставляемым на льготных условиях. Соответствующие расходы республиканского бюджета составят 4,5 трлн. рублей;
  • финансовая помощь в погашении кредитов (расходы республиканского и местных бюджетов — 87 млрд. рублей);
  • одноразовые безвозмездные субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для молодых семей и сельских жителей. Соответствующие субсидии местных бюджетов составят 171 млрд. рублей.

Предусмотрено также финансирование строительства:

  • жилья для переселения граждан из ветхих и непригодных для проживания жилых домов, строительства жилья в сельской местности;
  • социального и служебного жилья;
  • жилых помещений в рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Сельское хозяйство

Объем бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций составит 11,4 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП, что несколько ниже, чем в 2011 году — 2,5% ВВП (7 трлн. рублей). Для сравнения: в 2010 году было 3,1%, в 2009–3,8%.

Расходы республиканского бюджета на село запланированы в сумме 6,5 трлн. рублей. Из них 70% будет направлено на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие сельхозпроизводства. Остальные средства республиканской казны пойдут на реализацию госпрограмм в сельском хозяйстве, а также на содержание организаций республиканского уровня и реализацию пилотных проектов высокотехнологичного сель- хозпроизводства.

Повышается самостоятельность местных органов власти в управлении бюджетными ресурсами на поддержку села. Доля средств на АПК, заложенная в местных бюджетах, составляет почти половину всех расходов бюджета на эти цели — более 4,9 трлн. рублей.

Расходы на господдержку других отраслей реального сектора экономики останутся на уровне текущего года — 0,4% к ВВП и составят 2,1 трлн. рублей. Из них 1,7 трлн. рублей предусмотрено на удешевление процентных платежей по инвестиционным проектам предприятий.

ЖКХ и транспорт

Продолжится оптимизация бюджетных расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Уровень возмещения тарифами услуг ЖКХ для населения к концу 2012 года должен составить не менее 35%, транспорта — не менее 85%. На субсидирование услуг ЖКХ запланировано 4,6 трлн. рублей, что в 1,4 раза больше 2011 года. При этом доля бюджетного субсидирования этих затрат сократится с 59% до 51%.

Инвестиционные программы и фонды

В условиях изменения структуры бюджета в реальном выражении вынужденно сокращаются расходы на реализацию государственной инвестиционной программы. Соответствующие ассигнования должны вырасти к 2011 году в 1,5 раза, составив не более 3,6 трлн. рублей.

На реализацию региональных инвестиционных программ предусмотрено 4,8 трлн. рублей — рост в 1,5 раза. Суммарно расходы на местные программы развития к уровню 2011 года вырастут вдвое и составят 9,4 трлн. рублей. Из них, в частности, будут финансироваться:

  • строительство в рамках программы по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • уплата процентов по кредитам на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки;
  • подготовка к проведению республиканского фестиваля «Дажынм» в Горках Моги- левской области;
  • строительство жилых помещений для переселения граждан из ветхих и непригодных для проживания домов;
  • подготовка Минска к проведению в 2014 году чемпионата мира по хоккею.

Для повышения эффективности расходования бюджетных средств с этого года ликвидируется ряд государственных целевых бюджетных фондов. Однако это не отразится на финансировании приоритетных направлений государственной политики, поскольку оно будет вестись из средств бюджета и ориентироваться на соответствующие доходные источники. В свою очередь, в бюджете останутся фонд национального развития и инновационные фонды, которые имеют свою специфическую природу формирования и использования.

Внешний государственный долг

За 2011 год он вырос на 2,7 млрд. долларов и достиг 12,2 млрд. Однако ухудшения качества долгового портфеля не произошло. Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Беларуси, являются долгосрочными. Средний срок до погашения составляет порядка 6 лет, а стоимость обслуживания внешнего госдолга — около 4% годовых.

В текущем году тенденция роста внешнего госдолга сохранится. Продолжится освоение кредитов Всемирного банка и Китая на реализацию инвестиционных и инфраструктурных валютоокупаемых проектов. Начнется реализация проекта по строительству АЭС за счет средств государственного экспортного кредита Российской Федерации. Также сохраняются возможности для получения очередных двух траншей кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. В итоге планируется, что внешний госдолг к завершению 2012 года составит порядка 14 млрд. долларов США, или 24% к ВВП. Напомню, что показатель экономической безопасности — 25% к ВВП.

Местные бюджеты

Сохраняются подходы к формированию собственной ресурсной базы бюджетов областей и Минска. В частности, весь налог на прибыль, уплачиваемый организациями коммунальной и негосударственной форм собственности, зачисляется в доход местных бюджетов, а платежи по налогу на прибыль, поступающие от других плательщиков (по сути республиканских предприятий), распределяются между республиканским и местными бюджетами по нормативу 50/50, в столице — 85/15.

При этом сохранен подход к распределению налога на добавленную стоимость. В доход бюджетов областей и Минска зачисляется 30% налога, поступающего в целом по стране.

В 2012 году предусматривается передача из республиканского в бюджеты областей и Минска средств в сумме 27,5 трлн. рублей. Из них в форме дотации — 23,9 трлн., в форме субвенций — 3,6 трлн. рублей. Кроме того, для финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения планируется передать в бюджеты областей и столицы средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты в сумме 307 млрд. рублей.

Основные источники собственных доходов местных бюджетов — 2012:

  • подоходный налог — 15,4 трлн. рублей, или 30,8%;
  • налог на прибыль — 9,4 трлн. рублей, или 19,8%;
  • налог на добавленную стоимость — 13,7 трлн. рублей, или 28,1%;
  • налоги на собственность — 2,9 трлн. рублей, или 6%.

Также за счет увеличения ставок налогов на собственность местными Советами депутатов региональные бюджеты смогут получить дополнительные доходы на сумму более 1,9 трлн. рублей.

Расходы местных бюджетов прогнозируются в сумме 76,5 трлн. рублей, рост — 79,2% к ожидаемому исполнению 2011 года. Они сформированы на основе равных и справедливых подходов бюджетной политики, с применением единых экономически обоснованных индексов роста статей расходов. Местные бюджеты в 2012 году планируются бездефицитными.

Таким образом, бюджет-2012 максимально сбалансирован с имеющимися ресурсами, оптимален в распределении государственных средств, и, главное, позволяет профинансировать все принятые государством социальные обязательства перед гражданами Беларуси.

Источник: minfin.gov.by

Написать комментарий

Обратите внимание:

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению.

Ваш комментарий появится на сайте после одобрения Администратором.

реклама в интернете.
Бизнес-контакты