Актуально | Бюджетный кодекс. О некоторых изменениях и дополнениях, действующих с текущего года | bizinfo.by
С 1 апреля 2011 г. осталось 8 первичных учетных документов. Какие?
Информационный центр развития бизнеса Информационный центр развития бизнеса
реклама в интернете.
01.09.2011 23:47

Бюджетный кодекс. О некоторых изменениях и дополнениях, действующих с текущего года

Напомним, что Бюджетный кодекс республики Беларусь вступил в силу 1 января 2009 года. Однако не все его нормы обрели силу закона одновременно. В частности, статьи 30–37, регулирующие вопросы, связанные с зачислением доходов в бюджеты всех уровней, и статьи 44–47, устанавливающие виды расходов, подлежащие финансированию из бюджетов всех уровней, начали действовать с 1 января 2010 года. А действие пункта 4 статьи 105 (о переводе на казначейское исполнение внебюджетных средств бюджетных организаций) на 2010 и 2011 годы приостановлено законами о республиканском бюджете. В дополнение к материалу, опубликованному в № 3 нашего журнала, предлагаем вниманию читателей специальный обзор отдельных изменений бюджетного кодекса, вступивших в силу с 1 января 2011 года.

Вопросы долга

С нынешнего года изменилось количество и содержание терминов по вопросам долга. Так, вместо использовавшихся ранее терминов внешний государственный долг Республики Беларусь, внутренний государственный долг Республики Беларусь, долг органов местного управления и самоуправления, в настоящее время применяются:

  • внешний государственный долг Республики Беларусь;
  • внешний долг, гарантированный Республикой Беларусь;
  • внутренний государственный долг Республики Беларусь, внутренний долг, гарантированный Республикой Беларусь;
  • долг органов местного управления и самоуправления;
  • долг, гарантированный местными исполнительными и распорядительными органами.

Таким образом, гарантированный долг выведен в отдельную категорию, что полностью соответствует международным стандартам.

При этом Министерство финансов и местные исполнительные комитеты продолжают учет гарантированного долга, а его лимит будет ежегодно устанавливаться при утверждении бюджета. Сохранится контроль над уровнем долга органов местного управления и самоуправления — предусматривается обязательное согласование с Министерством финансов лимитов долга исполкомов и лимитов выдаваемых ими гарантий.

Права участников бюджетного процесса

Статьей 65 Бюджетного кодекса с 1 января 2011 года ограничено право органов местного управления и самоуправления производить заимствования, если сумма планируемых платежей по погашению и обслуживанию новых и ранее принятых долговых обязательств в текущем или в каждом последующем году превышает 15% планируемого на текущий год объема доходов бюджета без учета получаемых субвенций.

Пунктом 3 ст. 122 расширены права местных финансовых органов в части внесения изменений и дополнений в решение местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год и уточнения отдельных показателей местного бюджета. Такими правами наделены также сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты.

Резервные фонды

Обращаем внимание на статью 42, которая регулирует формирование и использование резервных фондов Президента и правительства Беларуси, местных властей. Новая редакция пункта 5 предусматривает, что средства резервных фондов правительства и местных властей расходуются на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и на финансирование расходов, которые не были учтены при утверждении соответствующего бюджета или были предусмотрены в недостаточных суммах. Причем эти средства могут расходоваться только на территории соответствующей административно- территориальной единицы.

Напомним, что размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1% собственных доходов, т. е. доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов. При этом указанное правило должно выполняться как при утверждении бюджета, так и в процессе его исполнения.

До 2009 года право принимать решение о расходовании средств резервных фондов на местном уровне принадлежало местным Советам депутатов. А с 1 января 2009 года оно передано местным исполнительным и распорядительным органам. При этом надо отметить, что как до вступления в силу Бюджетного кодекса, так и в настоящее время, председатели исполнительных комитетов не имеют права распоряжаться средствами резервных фондов.

Взаимозачеты

Статья 120 предоставляет право проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком или иным обязанным лицом. В 2009 и 2010 годах такое право было только у республиканских органов государственного управления.

Статьи 109 и 121 дают право на проведение взаимозачета задолженности юридических лиц по бюджетным ссудам и займам, процентам по бюджетным займам, пене, начисленной за несвоевременный возврат бюджетных ссуд и займов. Это касается и задолженности по обязательствам, возникшим в случае исполнения Министерством финансов и местным финансовым органом гарантий правительства Беларуси и местного органа власти, и процентам по ним, подлежащим уплате в бюджет, и денежных обязательств республиканских органов госуправления, местных властей перед этим юридическим лицом (иным обязанным лицом).

Ответственность за нарушения

С 1 января 2011 года в главу 26 «Ответственность за нарушения бюджетного законодательства» внесен ряд существенных дополнений и изменений.

Отметим, что в соответствии с пунктом 2 статьи 137 неверное отражение расходов по экономической классификации расходов бюджета при сохранении адресной направленности не является использованием бюджетных средств не по целевому назначению.

А вот в соответствии с пунктом 1 статьи 138 принятие обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями, при отсутствии иных источников финансирования таких обязательств, приравнивается к использованию средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства.

Пункт 9 статьи 146 предусматривает, что незаконно полученные из бюджета средства, а также средства, использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства, бюджетные организации будут возвращать в первую очередь за счет своих внебюджетных доходов. А при их отсутствии либо недостаточности — за счет бюджетных средств текущего года, предусмотренных в смете расходов бюджетной организации по статье, по которой допущено нарушение. При недостаточности либо отсутствии средств по данной статье — за счет общей экономии средств по смете бюджетной организации.

Статья 146 дополнена пунктом 11. В соответствии с ним Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь вправе предоставлять отсрочку и (или) рассрочку для возмещения в республиканский бюджет или соответствующие местные бюджеты незаконно полученных из бюджета либо использованных не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства бюджетных средств на срок до шести месяцев. Они вправе сделать это на основании ходатайства организации, индивидуального предпринимателя. На время рассмотрения такого ходатайства бесспорное взыскание денежных средств приостанавливается.

Елена СЛИЖЕВСКАЯ, заместитель начальника управления методологии бюджетного процесса Минфина

Зинаида ШАРАК, консультант управления

Источник: www.minfin.gov.by

Написать комментарий

Обратите внимание:

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению.

Ваш комментарий появится на сайте после одобрения Администратором.

реклама в интернете.
Бизнес-контакты