Изменения в Налоговый кодекс: что ждет плательщиков
С 2013 года запланирован ряд изменений в Налоговый кодекс Беларуси. Их цель — дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы, обеспечение дополнительных прав плательщиков, социальная поддержка граждан. Корректировки предусмотрены по следующим направлениям:
1. Совершенствование механизма предоставления налоговых вычетов по НДС.
Предлагаемые изменения в статью 33 позволят исключить необходимость обложения в Беларуси НДС услуг по проектированию, дизайну, надзору при строительстве недвижимого имущества за рубежом в том случае, когда они будут оказываться белорусским субпроектировщиком белорусскому генпроектировщику, что исключит двойное налогообложение таких услуг.
2. Упрощение процедуры предоставления нулевой ставки НДС экспортерам
за счет возврата из бюджета сумм налога без подтверждения поступления на счета в белорусских банках выручки от реализации экспортируемых товаров.
Контроль за поступлением валютной выручки на счета экспортеров будет осуществляться только в рамках ограничений, установленных общим порядком проведения внешнеторговых операций (90 дней в соответствии с Указом Президента от 27.03.2008 г. № 178), а сокращение в связи с этим сроков возврата из бюджета НДС обеспечит экспортеров дополнительными оборотными средствами.
3. Продление действия и установления налоговых льгот в отношении отдельных видов ценных бумаг, эмитируемых в процессе инвестирования, а также
создание дополнительных условий по развитию финансового рынка за счет стимулирования добровольных видов страхования.
С 2013 года предлагается:
- не признавать объектом налогообложения налогом на прибыль эмиссионный доход, образующийся при первичном размещении акций и облигаций в виде разницы между их рыночной и номинальной стоимостью, что позволит привлекать субъектам дополнительные инвестиционные средства;
- продлить до 2015 года действующее освобождение от налога на прибыль и подоходного налога доходов от облигаций, выпускаемых с 1 апреля 2008 года юридическими лицами — резидентами Беларуси, что сохранит привлекательность процесса привлечения инвестиций через рынок ценных бумаг без перераспределения доли собственности;
- освобождать от подоходного налога доходы граждан в случаях, если за них по месту основной работы осуществляется оплата страховых услуг в размере до 6 млн. Br в год (в настоящее время в совокупности с иными выплатами стимулирующего характера данный налоговый вычет может предоставляться в пределах 8 млн. Br, что является ограничительным фактором для развития страхования);
- непосредственно для гражданина увеличить с 2,5 до 10 млн. Br необлагаемую подоходным налогом сумму, направленную им самостоятельно на уплату взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.
4. Упрощение процедур налогового администрирования, сближение бухгалтерского и налогового учета, совершенствование порядка проведения проверок и обмена информацией между плательщиками и налоговыми органами.
В рамках данного направления устанавливается единообразный подход с учетом требований МСФО по определению момента реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления налогов только по факту их «отгрузки», что будет полностью согласовываться с порядком отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, закрепляемых с 2013 года в новой редакции Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете».
Для предприятий преимуществом такого перехода при определении размеров налоговых обязательств будет:
- минимизация корректировок данных бухгалтерского учета при определении размеров уплачиваемых налогов;
- упрощение администрирования и ведения учета по всем основным налогам в связи с исключением необходимости отслеживания денежных поступлений за реализованные товары по каждой совершаемой сделке.
С учетом особенностей предприятий малого бизнеса возможность уплаты налогов в зависимости от поступления денежных средств (применение кассового метода «по оплате») предусматривается сохранить для микроорганизаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и не ведущих бухгалтерский учет (аналогичные подходы предусмотрены в Налоговом кодексе Российской Федерации).
В настоящее время для целей налогового учета применяются два метода определения доходов: «по отгрузке» (или метод начисления) и «по оплате» (или кассовый метод), один из которых в начале каждого финансового года самостоятельно выбирается организацией при определении своей учетной политики.
Для сближения национального бухгалтерского учета со стандартами МСФО в новой редакции проекта Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете», который должен вступить в силу с 2013 года, предусмотрено использование в учетной политике только метода «по отгрузке» (или метода начисления).
Применение данного метода означает, что предприятие учитывает доходы в том периоде, в котором они имели место, независимо от того, когда фактически поступила оплата. Расходы также признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты, что значительно упрощает ведение учета и соответствует международным финансовым стандартам.
Данный метод предусматривается в отношении всех налогов, уплата которых связана с учетом выручки или иных доходов (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции). Возможность применения кассового метода (по оплате) предусматривается сохранить для организаций малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения и не ведущих бухгалтерский учет в установленном порядке (аналогичные подходы предусмотрены в Налоговом кодексе Российской Федерации).
В качестве переходных моментов вносимые в Налоговый кодекс изменения предусматривают, что в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) до 1 января 2013 года, сохраняется прежний порядок определения момента фактической реализации.
5. Введение в Беларуси (первой среди стран Таможенного союза) возврата иностранным гражданам НДС по системе «Tax Free» при совершении покупок в магазинах. Это дополнительный фактор развития туризма в Республике Беларусь и стимулирование на этой основе легального вывоза товаров из страны.
Возврат НДС иностранному гражданину предлагается производить через специального оператора системы «Tax Free» при стоимости товара, по которому производится возврат НДС, превышающей 800 тыс. Br по одному кассовому чеку (около 75 EUR), при условии подтверждения вывоза такого товара за пределы территории Таможенного союза. При сопоставимых размерах покупок возврат НДС осуществляется и в европейских странах: в Австрии — 75 EUR, Бельгии — 125 EUR, Великобритании — 40 EUR (в эквиваленте), Греции — 120 EUR, Дании — 40 EUR, Латвии — 45 EUR, Литве — 60 EUR, Польше — 50 EUR (в эквиваленте).
Общая часть
Изменения в Общую часть Налогового кодекса затрагивают уточнение прав и обязанностей плательщиков и налоговых органов, порядка их взаимодействия в целях упрощения налогового администрирования и процесса исполнения налоговых обязательств. Для этого планируется реализовать следующие меры:
- закрепить право плательщиков на получение копий представленных им ранее налоговых деклараций (расчетов). При этом устанавливается их право получать информацию о реквизитах для заполнения платежных инструкций и информацию о порядке уплаты налогов, сборов (пошлин), что будет способствовать своевременному исполнению налоговых обязательств.
В связи с отсутствием таких прав в настоящее время плательщикам, в том числе физическим лицам при подаче деклараций о доходах и имуществе, необходимо официально обращаться в налоговые органы для получения указанной информации, что требует дополнительных временных затрат, а в ряде случаев приводит к отказу на ее предоставление;
- с целью дополнительного обеспечения законности при проведении проверок предусматривается право плательщиков не выполнять неправомерные требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу (аналогичное право закреплено в Налоговом кодексе Российской Федерации). Это обеспечит дополнительную защиту плательщиков, в том числе в ходе судебных разбирательств;
- для снижения временных затрат на налоговое администрирование закрепляется общее право плательщиков участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, с использованием информационных технологий, то есть электронным способом. Это касается получения разъяснений и уведомлений налоговых органов, подачи соответствующих заявлений со стороны плательщика, выполнение административных процедур и иное взаимодействие. В свою очередь, у Министерства по налогам и сборам появятся дополнительные стимулы по расширению перечня оказываемых услуг в электронном виде с выводом их на более качественный уровень;
- конкретизируются отдельные обязанности плательщиков по подтверждению оснований на применение налоговых льгот, предоставлению промежуточных и ликвидационных балансов, а также налоговых деклараций в процессе прекращения их деятельности;
- с 20 до 60 млрд. Br увеличиваются пороговые значения сделок, при которых налоговые органы вправе осуществлять специальный контроль для предотвращения занижения налоговой базы по налогу на прибыль путем сопоставления примененных в сделке цен с рыночными ценами (так называемое трансфертное ценообразование). По сути это сужает сферу налогового контроля, позволяя вывести из-под него сделки, не имеющие серьезных последствий для интересов бюджета;
- по аналогии с банковскими платежами предусматривается освобождение от платы физических лиц и индивидуальных предпринимателей при внесении ими налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджет через почтовые отделения и иные уполномоченные организации.
Издержки по перечислению данных платежей будут нести указанные организации, что необходимо для исключения недовольства плательщиков (особенно граждан). При этом в связи с незначительностью данных затрат это не окажет негативного влияния на их финансовое положение;
- уточняется необходимое для налогового контроля информационное взаимодействие банков и налоговых органов по идентификации владельцев электронных кошельков, а профессиональных участников рынка ценных бумаг и налоговых органов — об открытии, закрытии, переоформлении счетов «депо», связанных с учетом прав на ценные бумаги;
- с учетом норм Указа Президента от 16 октября 2009 года № 510 (о контрольной деятельности) уточняются сроки проведения проверок налоговыми органами и период их охвата.
Особенная часть
С учетом обобщения практики применения Особенной части Налогового кодекса вносится ряд дополнительных предложений по уточнению налогового законодательства отдельно по каждому налогу.
Налог на добавленную стоимость:
- предлагается предусмотреть возможность производить налоговые вычеты на основании первичных учетных документов не только в виде бумажных, но и в виде электронных документов;
- с учетом положений Указа Президента от 4 июля 2012 года № 294 (о порядке распоряжения государственным имуществом) предусматривается выведение из-под объекта обложения НДС безвозмездной передачи государственного имущества, что направлено на создание дополнительных условий по вовлечению в хозяйственный оборот неликвидных активов и исключения необходимости принятия отдельных решений при передаче их в собственность субъектам предпринимательства;
- для создания дополнительных условий по развитию профессионально- технического образования от НДС будет освобождаться продукция, произведенная в процессе производственного обучения;
- от НДС предлагается освободить услуги, оказываемые физическим лицам по представлению информации из регистра стоимости земельных участков, а также операции с электронными деньгами по аналогии с иными банковскими операциями;
- предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний топливом, а также услуг по аэронавигационному обслуживанию и аэропортовой деятельности, что повысит привлекательность белорусских аэропортов для иностранных авиаперевозчиков, в том числе следующих транзитом.
Предоставление нулевой ставки по НДС предусматривает возмещение из бюджета сумм налога, оплаченного при приобретении товара (оказании услуги, выполнении работы), к которому данная ставка применяется (полное «очищение» товаров и услуг от НДС). При освобождении от НДС суммы «входного» налога относятся на стоимость освобождаемых товаров (работ, услуг), которые реализуются в последующем без начисления НДС.
Налог на прибыль:
- предусматривается совершенствование порядка применения амортизационной премии путем отмены необходимости доплаты налога на прибыль со стоимости всего объекта, по которому она была применена, в случае отчуждения его части в течение трех лет с момента постановки на учет. По новому порядку корректировке будет подлежать только налоговая база, приходящаяся на реализуемую часть основных средств.
Одновременно вводится ограничение на применение амортизационной премии в отношении объектов, не используемых в предпринимательской деятельности. Это повысит инвестиционную привлекательность данной преференции;
- для упрощения налогового учета отменяется необходимость обязательного распределения затрат, отдельно приходящихся на произведенную и реализованную продукцию. Такое распределение будет осуществляться только в соответствии с правилами бухгалтерского учета;
- для усиления социальной защиты с 1 января 2013 года предлагается расширить перечень получателей спонсорской помощи, освобождаемой от налога на прибыль, за счет включения в него Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, Белорусской ассоциации помощи детям- инвалидам и молодым инвалидам, Белорусского общественного объединения ветеранов, Белорусского общественного объединения стомированных;
- в рамках реализации Государственной программы устойчивого развития села до 2015 года предусматривается расширить сферу применения льготного налогообложения, установленного для сельскохозяйственных организаций, путем освобождения от налогообложения прибыли, полученной от производства и реализации продукции пушного звероводства (по аналогии с иной продукцией сельскохозяйственного производства);
- в целях упрощения налогового учета срок первой уплаты авансового платежа по налогу на прибыль переносится с 22 марта на 22 апреля, что позволит организациям более точно рассчитывать предполагаемую сумму налога с учетом результатов работы за прошлый год и тем самым минимизировать возможность применения к ним штрафных санкций.
Подоходный налог:
- в перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, работодателем включается компенсация стоимости средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, приобретенных за свой счет работником;
- учитывая производственную необходимость в повышении уровня знаний работников, законопроектом предлагается оплату нанимателями обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и иных видов обучающих курсов) не облагать подоходным налогом;
- также предлагается не признавать объектом налогообложения подоходным налогом доходы, полученные гражданами в виде государственной адресной социальной помощи, социальных льгот и социальной поддержки в соответствии с законодательными актами, что позволит автоматически применять налоговое освобождение ко всем назначаемым социальным выплатам без корректировки для этого налогового законодательства;
- в целях создания равных условий налогообложения для обучающихся как в государственных учреждениях образования, так и в учреждениях образования потребительской кооперации, предлагается освободить от налогообложения подоходным налогом стипендии, надбавки и доплаты к стипендиям, материальную помощь, выплачиваемые за счет средств организаций потребительской кооперации (в настоящее время подлежат налогообложению). Не будут облагаться подоходным налогом и стипендии, выплачиваемые безработным из Фонда социальной защиты населения при их направлении на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В связи с отсутствием стипендий в негосударственных учреждениях образования (учеба осуществляется на платной основе), принятие аналогичного решения в отношении обучающихся в них студентов не требуется;
- в целях упрощения закупок у населения сельскохозяйственной продукции предлагается освобождать от налогообложения доходы граждан от ее сдачи заготовительным организациям потребительской кооперации и (или) другим организациям и индивидуальным предпринимателям без предоставления каких-либо подтверждающих документов и справок.
Выплата гражданам денежных средств за сданную ими сельскохозяйственную продукцию собственного производства будет осуществляться без предоставления паспорта и справки местного органа о наличии приусадебного участка, на котором данная продукция выращена. За счет упрощения процедуры закупки ожидается повышение заинтересованности со стороны граждан в сдаче продукции официальным заготовительным организациям;
- законопроектом предусматривается индексация в пределах инфляции размеров налоговых льгот, налоговых вычетов, ставок подоходного налога в фиксированных суммах, установленных в абсолютных суммах.
Налог на недвижимость:
- с 1 января 2013 года предлагается существенно упростить администрирование налога на недвижимость, исчисляемого по передвижным зданиям (строительные бытовки, биотуалеты, сборно-разборные киоски и т .п.), признав местом нахождения этих объектов место нахождения организации или филиала, у которого они находятся на балансе;
- предусматривается закрепить право выбора плательщиками порядка уплаты налога на недвижимость: один раз в год или ежеквартально.
Земельный налог:
- для обеспечения единообразного подхода к определению налоговой базы земельного налога в белорусских рублях по земельным участкам, имеющим кадастровую стоимость в долларах США, соответствующая глава дополняется порядком, согласно которому годовая сумма земельного налога будет определяться исходя из курса доллара США, установленного на 1 января текущего финансового года;
- законопроектом также предлагается закрепить право выбора плательщиками уплаты земельного налога — один раз в год или ежеквартально.
Экологический налог:
- в рамках принятия мер по минимизации воздействия на окружающую среду промышленных отходов предлагается увеличить на 40% (с 937 до 1 310 Br за тонну) ставку экологического налога за хранение крупнотоннажных отходов производства четвертого класса опасности (твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса и шлама химической полировки стекла).
Поэтапное увеличение ставки экологического налога будет стимулировать предприятие на реализацию природоохранных мероприятий (строительство или реконструкция объектов хранения, захоронения или обезвреживания и использования отходов), затраты на которые могут быть покрыты суммами исчисленного налога без его уплаты в бюджет.
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов:
- в целях уточнения порядка налогообложения стратегического полезного ископаемого — соли калийной, непосредственно в Налоговом кодексе предлагается закрепить порядок определения средневзвешенной цены реализации калийных удобрений на мировых рынках, которая используется для расчета налога за добычу по адвалорной (процентной) ставке.
Для совершенствования порядка взимания налога за добычу (изъятие) соли калийной предусматривается установление более плавного изменения процентной ставки налога за счет введения дополнительного диапазона цен на калийные удобрения от 400 до 500 USD за тонну и определения для него уровня изъятия в размере 11% (среднее значение между установленными ставками налога в предыдущем (7,5%) и последующем (15%) ценовых диапазонах).
Такой подход позволит законодательно закрепить единый механизм изъятия в бюджет сверхприбыли от добычи соли калийной с учетом изменений мировой конъюнктуры для всех добывающих предприятий.
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц:
- совершенствуется порядок освобождения от единого налога физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при реализации ими продукции растениеводства, животноводства и пчеловодства, полученной в личных подсобных хозяйствах. В этих целях применяемое в настоящее время освобождение от единого налога распространяется на декоративные растения и продукцию цветоводства, выращенные в личных подсобных хозяйствах, независимо от количества дней, в течение которых осуществляется их реализация (ранее освобождение применялось при условии торговли данной продукцией не более пяти дней в месяц);
- в целях усиления социальной защиты инвалидов I и II групп, являющихся индивидуальными предпринимателями и воспитывающих несовершеннолетних детей или детей, получающих образование, предусматривается полностью освободить их от уплаты единого налога по осуществляемой предпринимательской деятельности.
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции:
- с учетом положений Государственной программы устойчивого развития села до 2015 года законопроектом предусматривается распространить данный особый режим налогообложения на организации, занимающиеся пушным звероводством.
По остальным налогам, сборам и пошлинам (консульский сбор, государственная пошлина, патентные пошлины, налог на игорный бизнес, сбор с заготовителей) вносятся редакционные уточнения либо предусматривается приведение порядка их взимания в соответствие с принятыми в течение года решениями и поручениями Главы государства и Правительства.
Таким образом, предлагаемые изменения в Налоговый кодекс направлены на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы, обеспечение дополнительных прав плательщиков, социальную поддержку граждан и согласуются с работой по либерализации предпринимательской деятельности.
Дмитрий КИЙКО
Начальник Главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина
Источник: minfin.gov.by
Написать комментарий
Обратите внимание:
Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению.
Ваш комментарий появится на сайте после одобрения Администратором.