Актуально | Финансовый рынок: подходы к развитию | bizinfo.by
Информация о директиве Президента №4
Информационный центр развития бизнеса Информационный центр развития бизнеса
реклама в интернете.
08.09.2011 19:39

Финансовый рынок: подходы к развитию

На ближайшие пять лет правительство ставит задачу сформировать в Беларуси конкурентоспособный финансовый рынок, соответствующий потребностям экономики. О перспективах развития этого рынка, кредитном сотрудничестве нашей страны, состоянии государственного долга Беларуси в эксклюзивном интервью журналу «Финансы, учет, аудит» рассказывает первый заместитель министра финансов Владимир АМАРИН.

Владимир Викторович, какие шаги планируется предпринять для развития отечественного финансового рынка в ближайшие годы?

Формирование конкурентоспособного и прозрачного финансового рынка предполагает как дальнейшее развитие секторов банковского, страхования, ценных бумаг, лизинга, так и создание новых финансовых институтов — инвестиционных, пенсионных фондов, небанковских кредитно-финансовых и микрофинансовых организаций. Ведь совершенствование финансового рынка играет важную роль в повышении экономического потенциала страны, привлечении внешних и внутренних инвестиций.

В частности, активизации процессов на рынках страхования и ценных бумаг будет способствовать реализация мероприятий в рамках принятых Правительством республиканских программ развития страховой деятельности и рынка ценных бумаг на 2011–2015 годы.

Новым инструментом привлечения средств юридических и физических лиц является фонд банковского управления. Указом Президента от 3 марта 2010 года № 131 предусмотрено проведение с 1 мая 2010 г. по 31 декабря 2012 г. эксперимента по созданию и функционированию фондов банковского управления.

В целях развития института коллективных инвесторов разрабатывается проект Закона «Об инвестиционных фондах». Их развитие позволит увеличить приток внутренних инвестиций в экономику, повысить спрос на ценные бумаги, расширить возможности населения сохранения и приумножения сбережений.

Для защиты прав и интересов инвесторов на финансовом рынке будут также внедряться компенсационные (гарантийные) фонды.

Важный элемент финансового рынка — страхование. В последние годы у нас часто констатируют, что в Беларуси этот сектор развивается медленно. Какие задачи стоят перед ним на предстоящие годы?

К 2015 году объем страховых услуг предполагается увеличить в 3,5 раза, а активы сектора нарастить до 2,5% к ВВП. В целях реального достижения таких параметров роста разработан целый комплекс мер и мероприятий. Они и стали основой недавно принятой правительством республиканской программы развития страховой деятельности на 2011–2015 годы. В ней предусматривается поэтапное создание равных условий для работы на рынке страховщиков всех форм собственности, повышение качественного уровня и доступности услуг, которые они оказывают населению, обеспечение страховым организациям благоприятных условий для ведения бизнеса.

Либерализация законодательства о страховании также должна повысить привлекательность страхового рынка, как для иностранных, так и отечественных инвесторов. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня капитализации страхового сектора и росту его активов.

Создание среды здоровой конкуренции на рынке, приток новых технологий страхования позитивно отразится на повышении стандартов качества услуг. Одновременное повышение активности страховщиков в продвижении своих услуг, расширение перечня видов и программ страхования должны привести к прогнозируемому росту рынка.

Сегодня Беларусь существенно отстает от близлежащих государств по уровню обеспечения страховой защиты граждан и организаций. По итогам 2010 года удельный вес страховых взносов в ВВП составил 0,82%. В большинстве стран Европейского союза он колеблется в пределах от 5% до 16%, а в странах Центральной и Восточной Европы приближается к 4%. Отстаем мы и по сумме страховых взносов. В 2010 году этот показатель на одного жителя Беларуси составил 142 тыс. рублей или 48 долларов США в эквиваленте. В странах Центральной и Восточной Европы сумма страховых взносов варьируется, но превышает нашу. К примеру, в Болгарии, Сербии, Румынии, Украине в среднем на одного человека припадает от 75 до 140 долларов США, а в Венгрии, странах Балтии, Польше, Словакии — от 200 до 495 долларов. Невысоким остается уровень капитализации страховых организаций нашей страны. Так, в 2010 году отношение активов страхового рынка к ВВП составило 1,7%. Для сравнения в соседней Польше этот показатель составил около 5%.

В период интенсивного развития белорусской экономики при возрастании потребности в долгосрочных инвестиционных ресурсах особую актуальность приобретают те виды страхования, которые относятся к защите жизни. Данный сегмент в значительной степени и будет определять перспективы развития национального страхового рынка. Это подтверждено современной мировой практикой, ведь на долю накопительного страхования приходится 59% общего объема полученных взносов. В Беларуси этот показатель в 2010 году составил 5,9%, в России — 2%, Казахстане — 8%, Литве — 10% (по данным за 2009 год).

Что препятствует созданию на страховом рынке равных условий для организаций всех форм собственности? Возможен ли допуск частных компаний к обязательным видам страхования?

Препятствий для этого не вижу. Однако следует заметить, что подобные изменения основ, принципов функционирования рынка всегда сопряжены с большим объемом работы по актуализации законодательства, выработке новых методологических подходов к регулированию рынка, а также реформированию деятельности самих страховых организаций. И это достаточно продолжительный процесс. К примеру, основы принятой недавно программы развития страховой деятельности до 2015 года начинали обсуждать еще в 2009 году.

В процессе двухлетней работы в Минфине подготовлен проект Указа Главы государства. В нем предлагается предоставить права всем страховым организациям осуществлять три вида обязательного страхования из существующих девяти. Это — обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, а также обязательное страхование гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Отмену ограничений по иным видам обязательного страхования пока считаем преждевременной, ведь их проведение предполагает ежегодное формирование или уточнение перечня объектов страхования, и, что самое главное, — осуществление контроля за заключением в отношении них договоров обязательного страхования. Реализовать эту задачу при множественности страховщиков будет затруднительно по многим причинам, в том числе в силу отсутствия единой централизованной базы данных. Создание такой базы достаточно трудоемкий процесс, который требует значительных материальных и временных ресурсов.

Что сдерживает развитие других элементов финансового рынка, в частности, ценных бумаг, лизинга?

Рынок ценных бумаг в Беларуси, по сути, стал развиваться только с 2008 года. Законодательные изменения, внесенные за последние три года, положительно сказались на его развитии. Приведу некоторые данные. По итогам 2008–2010 годов объем эмиссии акций составил около 36% к ВВП, а ведь на 1 января 2007 года он равнялся 17%. За тот же период объем эмиссии корпоративных облигаций превысил 8% к ВВП, т. е. увеличился в 98 раз по сравнению с результатом 2007 года. Объем торгов ценными бумагами превысил 6% к ВВП при запланированном показателе 5%.

Вместе с тем, несмотря на увеличение количественных показателей рынка ценных бумаг, его качественного развития пока не произошло. По-прежнему акции и облигации предприятий массово не используются в коллективах для самостоятельного привлечения ресурсов.

Кроме того, практически отсутствует предложение ценных бумаг. Причина — низкий темп продажи пакетов акций, принадлежащих государству, а также незаинтересованность руководства организаций в выпуске акций. Этим и объясняется отсутствие котировок ценных бумаг на бирже. С другой стороны, в стране пока отсутствует круг коллективных инвесторов в лице инвестиционных фондов, которые традиционно выступают главным фактором формирования спроса на ценные бумаги.

Развитие лизинга и инвестиционных фондов в нашей стране сейчас существенно сдерживают уровень инфляции, недостаток долгосрочных финансовых источников, а также необходимость сбалансирования валютного рынка.

Какие шаги предпринимаются Министерством финансов на рынке внешних заимствований? Планируется ли в нынешнем году выпуск государственных облигаций за рубежом?

В 2010 году Беларусь впервые в своей истории вышла на мировой рынок заимствований. В августе прошлого года были выпущены еврооблигации на один миллиард долларов США. Освоен новый рыночный инструмент привлечения республикой долгосрочного несвязанного внешнего финансирования, сформирован ориентир по стоимости и условиям заимствования на мировом финансовом рынке для белорусских банков и иных корпоративных заемщиков. Этот выпуск облигаций положил начало публичной кредитной истории Республики Беларусь как эмитента.

В январе 2011 года Министерство финансов успешно выпустило облигации Беларуси на международном финансовом рынке на 800 млн. долларов. Учитывая текущую конъюнктуру мирового финансового рынка, до конца 2011 года дополнительные выпуски еврооблигаций мы не планируем. Но от планов использовать еврооблигации в качестве инструмента внешних заимствований, естественно, не отказываемся.

Источниками внешних заимствований в ближайшее время станут кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС, связанные кредитные ресурсы Российской Федерации на строительство АЭС и китайских банков для финансирования инвестиционных проектов.

В частности, правительством Беларуси с Эксимбанком Китая и Государственным банком развития КНР подписаны кредитные соглашения на сумму более 3,1 млрд. долларов для финансирования проектов в сфере телекоммуникаций, энергетики, цементной отрасли, транспорта. Наиболее крупные из них: строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы, реконструкция автомобильной дороги Минск-Гомель на участке Жлобин-Гомель, строительство линий по производству цемента, реконструкция Березовской и Лу- комльской ГРЭС. На 1 июня 2011 года в рамках указанных проектов привлечено кредитных ресурсов на 1 млрд. долларов.

Беларусь также успешно сотрудничает с Международным банком реконструкции и развития (МБРР). По состоянию на 1 июня 2011 года привлечены кредитные ресурсы этого банка на сумму 263,9 млн. долларов. Следует отметить, что займы МБРР наиболее комфортны по условиям. Они предоставляются на длительный срок, с отсрочкой на выплату основного долга и под низкую процентную ставку.

Кроме того, займы МБРР помимо экономического эффекта имеют социальную направленность и позволяют создать новые рабочие места, улучшить экологическую ситуацию, повысить качество жизни людей.

Владимир Викторович, насколько безопасен для финансовой системы Беларуси нынешний уровень внешнего государственного долга?

Внешний государственный долг Беларуси находится на экономически безопасном уровне. К 1 июня 2011 года он достиг 10,5 млрд. долларов США при установленном лимите на нынешний год 13 млрд. долларов. Изменение условий поставок энергоносителей, ухудшение конъюнктуры внешней торговли в связи с мировым финансовым кризисом потребовало привлечения значительных ресурсов и, как следствие, вызвало рост внешнего государственного долга.

В целом размер государственного долга (совокупность внутреннего и внешнего) составляет 30,2% к ВВП. Его предельно допустимый уровень на текущую пятилетку составляет 45%. В странах Евросоюза государственный долг не должен превышать 60% к ВВП.

Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель Беларуси, — долгосрочные и характеризуются невысокой стоимостью обслуживания. Наша страна своевременно и в полном объеме выполняет все свои обязательства по погашению и обслуживанию внешнего госдолга.

Размер платежей по внешнему госдолгу возрастет в 2013–2014 годах, когда наступят сроки погашения кредита МВФ и ранее предоставленных кредитов Российской Федерации. С этой целью для создания резервов по выплатам в пиковые годы планируется осуществлять рефинансирование долга посредством размещения облигаций Беларуси на внешних финансовых рынках, привлекать кредиты ЕврАзЭС. Рассматривается возможность подготовки новой программы с МВФ. Одним из источников валютных поступлений может стать приватизация государственной собственности.

Какие меры предпринимаются для повышения кредитного рейтинга Беларуси? Что планируется сделать для перехода в более высокую группу по классификации страновых кредитных рисков Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)?

Для повышения кредитоспособности Беларуси ведется точечная работа по улучшению отдельных проблемных макроэкономических индикаторов, которые учитываются рейтинговыми агентствами и экспертами ОЭСР. Главной проблемой для нас по-прежнему остается слишком большое отрицательное внешнеторговое сальдо, что генерирует высокий дефицит текущего счета платежного баланса, оказывая давление на международные резервы и валютный курс. Достаточность международных резервов и уровень внешнего долга также являются ключевыми факторами, которые будут определять дальнейшую динамику суверенного кредитного рейтинга и позицию Республики Беларусь в классификации страновых кредитных рисков ОЭСР. Уверен, что по итогам текущего года у нас будут возможности для улучшения перечисленных показателей. Это создаст благоприятный фон для повышения кредитных рейтингов.

Говоря о классификации страновых кредитных рисков ОЭСР, следует отметить, что она определяет стоимость кредитов, получаемых белорусскими заемщиками, под страховку агентств экспортного страхования стран-членов ОЭСР. Повышение Беларуси в данной классификации позволит существенно снизить стоимость привлекаемых заимствований по таким кредитам. Это будет способствовать уменьшению сроков окупаемости наших проектов. Важно отметить, что позиции отдельных стран в отношении повышения Беларуси в классификации ОЭСР существенно отличаются. Есть государства, представители которых традиционно нас поддерживают, и государства, скажем так, демонстрирующие меньшую лояльность. Наша задача — вести индивидуальный диалог с наиболее влиятельными странами в ОЭСР. Цель — заручившись их поддержкой, добиться повышения в данной классификации и одновременно работать над увеличением страновых лимитов кредитования для Беларуси, которые устанавливаются в каждой из стран.

Источник: www.minfin.gov.by

Написать комментарий

Обратите внимание:

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению.

Ваш комментарий появится на сайте после одобрения Администратором.

реклама в интернете.
Бизнес-контакты