О бюджетном финансировании в 2013 году
Жилищно-коммунальное хозяйство на протяжении многих лет является одной из наиболее «бюджетоемких» отраслей экономики Беларуси. На 2013 год расходы местных бюджетов на жКХ запланированы в сумме 13 958,6 млрд. Br. В том числе на возмещение части затрат по обслуживаемому организациями жКХ жилищному фонду предусмотрено 7 359,4 млрд. Br, по не обслуживаемому (дома товариществ собственников, ведомственные жилые дома и общежития) — 1 206,0 млрд. Br.
Роль субсидий
Более половины выделяемых на отрасль средств ежегодно тратится на субсидирование оказываемых гражданам жилищно-коммунальных услуг. Данные бюджетные субсидии позволяют поддерживать тарифы для населения на крайне низком уровне. За январь — сентябрь 2012 года оно фактически возместило в областях 15,8% от затрат жилищно-коммунальных организаций по оказанию этих услуг, в Минске — 27,9%; в среднем по республике — 18,3%. Бюджетными же субсидиями за тот же период было возмещено 63,5% от затрат, в том числе по областям — более 70%.
Кроме бюджетных субсидий и платежей населения по фиксированным тарифам, устанавливаемым Правительством, источником возмещения затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг являются прочие собственные доходы организаций ЖКХ (доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, перекладывание части затрат по коммунальным услугам с населения на юридические лица). В силу столичного статуса указанные прочие доходы в г. Минске существенно выше по сравнению с любой областью.
Также следует отметить, что отопление зданий в Минске почти полностью осуществляется от теплоисточников РУП «Минскэнерго». Соответственно, затраты организаций ЖКХ по данной услуге в столице минимальны и доля возмещения населением затрат выше, несмотря на единые по всей республике тарифы.
По всему комплексу жилищно-коммунальных услуг, включая услуги энергетиков (теплоснабжение от теплоисточников ГПО «Белэнерго», а также газо- и электроснабжение), население в 2012 году возмещало около 22% от затрат. При этом для энергетиков услуги для населения из бюджета не субсидировались, а «недоплата» граждан компенсировалась за счет высоких цен на газ, электрическую и тепловую энергию для юридических лиц.
При формировании бюджета на 2013 год было учтено повышение тарифов на жилищнокоммунальные услуги для населении в эквиваленте 7 USD для «стандартной» двухкомнатной квартиры (48 м2 общей площади с тремя проживающими), или примерно на 25% к уровню декабря 2012 года. В том числе по услугам тепло-, газо- и электроснабжения — на 6 USD, на прочие услуги — на 1 USD.
Предполагалось повышение тарифов в два этапа: с 1 января текущего года — на 5 USD, с 1 мая — еще на 2 USD. В этом случае расчетная доля возмещения населением затрат по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг составила бы в среднем за 2013 год 28%, в том числе по организациям Минэнерго — 35,0% от затрат, Минжилком- хоза — 17,9% (16% — в областях, 26% — в Минске, то есть практически на уровне факта за январь — сентябрь 2012 года).
В текущем году запланировано возмещение за счет бюджетных субсидии 71% от затрат организации ЖКХ по оказываемым населению услугам в областях, 51,4% — в г. Минске, в целом по республике — 67,2%.
Стимулы для экономии
Следует отметить, что бюджетное субсидирование жилищно-коммунальных услуг для населения достигло критического уровня: без бюджетных ассигновании почти все организации данной сферы не могут оплатить ни энергоресурсы, ни заработную плату своим работникам. При этом заинтересованности в экономии затрат у работников системы Минжилкомхоза нет — убытки возмещает бюджет.
В этих условиях назрела необходимость более значительного повышения тарифов для граждан. Правительством нашей страны в настоящее время прорабатывается вопрос введения дифференцированных тарифов для населения на жилищнокоммунальные услуги, в первую очередь — по газу, электроэнергии и теплу. Предполагается, что потребление минимально необходимого объема услуг будет оплачиваться гражданами по действующему (минимальному) тарифу, а по мере роста объемов потребления тарифы будут «ступенчато» увеличиваться, и сверх определенного уровня потребления население станет оплачивать полную стоимость потребляемых им услуг.
Подобный подход позволит экономически стимулировать население к их рациональному потреблению, изъять у более обеспеченных граждан повышенные платежи за услуги ЖКХ, смягчить ситуацию для наиболее малообеспеченных слоев населения.
Параллельно с введением дифференцированных тарифов Правительством прорабатывается вопрос введения системы безналичных жилищных субсидий для граждан (на удешевление стоимости указанных выше услуг — в пределах минимально необходимых объемов их потребления). Таким образом, платить за «сверхлимитную» электроэнергию необходимо будет больше, человек может жить один в трехэтажном коттедже — но за газ на его отопление он также заплатит реальную стоимость. Например, в Украине при введении дифференцированной оплаты объемов потребляемого населением природного газа экономия составила более 1 млрд. м3 за год.
Помимо стимулирования населения к рациональному потреблению жилищно-коммунальных услуг назрела необходимость обеспечить экономические предпосылки к экономии затрат в организациях ЖКХ.
Необходимой мерой для этого может стать переход от субсидирования части затрат (применяется сегодня) к субсидированию на единицу услуг (на 1 м2 общей площади обслуживаемого жилья, на 1 м3 воды, на 1 Гкал тепла и т .п.). Министерством жилищно-коммунального хозяйства совместно с заинтересованными прорабатывается возможность внедрения подобных подходов в рамках эксперимента в Жлобине и Докшицах (Гомельская и Витебская области).
Расходы на капремонт
Еще одним очень значимым для граждан нашей страны направлением деятельности ЖКХ является капитальный ремонт жилищного фонда. В настоящее время связанные с этим работы финансируются за счет двух основных источников — отчислений граждан на капремонт (в размере платы за техобслуживание жилья) и целевых бюджетных ассигнований. На 2013 год в расходах местных бюджетов на эти цели запланировано 1 145,3 млрд. Br. И здесь также есть определенные резервы для экономии — за счет оптимизации видов работ по капитальному ремонту жилья, применения прогрессивных технологий и материалов.
Следует отметить, что все области и Минжил- комхоз постоянно поднимают вопрос о недостаточности финансовых ресурсов на проведение капитального ремонта жилья. На 2013 год заявлялась потребность на эти цели в сумме более 2,7 трлн. Br. Но бюджет не в состоянии ежегодно увеличивать субсидии по услугам ЖКХ на 2–3 трлн. Br, а также удваивать-утраивать ассигнования на капитальный ремонт жилищного фонда.
Вопрос о существенном увеличении финансирования может быть решен только в условиях сокращения бюджетных субсидий на жилищнокоммунальные услуги для населения.
также большую значимость как для страны в целом, так и для конкретных граждан имеют мероприятия по энергосбережению в системе Мин- жилкомхоза.
Ежегодно в бюджете предусматриваются значительные ассигнования на капремонт и замену коммунальных теплотрасс, а также на капремонт котельных, включая их перевод на местные виды топлива. На 2013 год в расходах местных бюджетов на эти цели запланировано 1 005,4 млрд. Br. Значительные объемы собственных средств ежегодно расходуют и организации ГПО «Белэнерго». Однако как показывает наличие существенных нарушений теплоснабжения жилищного фонда в нынешний отопительный сезон, проблема не столько в «отсутствии необходимых финансовых ресурсов», сколько в организации работы на местах — в конкретных организациях Минжил- комхоза и Минэнерго (работникам которых необходимо более тщательно подходить к вопросам диагностики и ремонта конкретной теплотрассы либо котельной).
Проблемы благоустройства
На протяжении ряда лет «больным» вопросом остается проведение и финансирование работ по благоустройству населенных пунктов. На 2013 год в расходах местных бюджетов на эти цели запланирована довольно значительная сумма — 2 356,8 млрд. Br. Желание местных властей «благоустроиться» порой превосходит разумные пределы. В Минфин постоянно поступают обращения из областей, городов и районов о том, что на благоустройство надо все больше средств. При этом в нарушение действующего законодательства на местах очень часто допускают выполнение работ по благоустройству сверх предусмотренных средств в соответствующих местных бюджетах.
По нашему мнению, давно пора разграничить работы по благоустройству на первоочередные (например, уличное освещение, уборка улиц от снега, противогололедные мероприятия, обеспечение функционирования ливневой канализации) и прочие (укладка плитки вместо вполне ровного асфальта, покраска заборов, подстригание одуванчиков, развешивание на улицах горшков с цветами и т .п.). Соответственно, и к их финансированию необходимо подходить по-разному. Но на местном уровне это, похоже, никому не надо. Видимо, проще произвести работы и затем писать в вышестоящие инстанции письма о недостатке финансовых ресурсов. А на уровне Минжилкомхоза разработать необходимые детальные перечни и инструкции, наверное, не могут.
Полагаем, что обычному гражданину гораздо важнее иметь отремонтированную крышу над головой и отопление в зимние морозы, нежели наблюдать, как работники ЖКХ регулярно перекрашивают заборы в разные цвета, стригут по всему городу газоны либо укладывают цветную тротуарную плитку взамен одноцветной. Например, весной 2012 года в г. Витебске горисполком на несколько десятков миллиардов рублей сократил субсидирование оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг, а высвободившиеся средства направил на благоустройство. И это при том, что невозмещенные убытки по данным услугам на год в целом по области на тот момент оценивались в сумме около 300 млрд. Br.
Резюмируя, можно определить стратегическое направление финансирования отрасли следующим образом:
- экономия затрат по оказываемым населению жилищно-коммунальным услугам организациями Минжилкомхоза и повышение тарифов для населения (возможно — в условиях их дифференциации);
- сокращение бюджетных субсидий по этим услугам;
- увеличение ассигнований на энергосбережение в отрасли и на капитальный ремонт жилищного фонда — в интересах рядовых граждан;
- сдерживание непервоочередных бюджетных расходов на благоустройство населенных пунктов.
Предполагается, что при формировании проекта бюджета на 2014 год Министерство финансов будет придерживаться указанных подходов. Хотелось бы, чтобы наши коллеги на местах также придерживались единой линии и не допускали необоснованного перераспределения расходов по отрасли, как это имело место в Витебске весной 2012 года.
Александр Корзюк,
заместитель начальника Главного управления финансов производственной сферы Минфина
Источник: minfin.gov.by
Написать комментарий
Обратите внимание:
Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению.
Ваш комментарий появится на сайте после одобрения Администратором.