Актуально | Упрощенная система налогообложения — интервью с начальником главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь | bizinfo.by
Информация о директиве Президента №4
Информационный центр развития бизнеса Информационный центр развития бизнеса
реклама в интернете.
17.06.2011 15:13

Упрощенная система налогообложения — интервью с начальником главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Опубликовано в НАЛОГИ БЕЛАРУСИ, № 22 (166), 10 июня 2011 г.

Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) за последние несколько лет претерпела значительные изменения.

Теперь уже не нужно, как когда-то, покупать в налоговой инспекции патент на применение УСН. Существенно изменились критерии, при соблюдении которых субъекты хозяйствования могут воспользоваться возможностями, которые предоставляет особый режим налогообложения. И результат не заставил себя долго ждать: с 1 июля 2007 г., когда произошел переход с патентной системы УСН на нынешний механизм, число плательщиков УСН возросло в… 36 раз! К 1 апреля 2011 г. количество ее «пользователей» достигло 115 245.

Насколько эффективна сегодня УСН? Можно ли сделать ее еще проще? Какие предложения по совершенствованию УСН есть у налоговой службы?

Об этом и о многом другом мы беседуем с Лидией ЦЫБИНОЙ, начальником главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

 — Упрощенный порядок налогообложения относится к особым режимам налогообложения. Лидия Тимофеевна, расскажите, в чем его «особость»?

 — В соответствии с законодательством УСН применяется в целях создания условий для развития и активизации предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций, минимизации администрирования платежей в бюджет Республики Беларусь.

При применении УСН без уплаты НДС не требуется ведение бухгалтерского учета и отчетности, а число представляемых в налоговые органы налоговых деклараций минимальное (только четыре декларации по УСН в год). Большинство плательщиков применяют именно УСН без уплаты НДС (около 70% организаций и около 85% ИП). Ставку налога 15% от валового дохода применяют около 12% организаций и 10% ИП. Остальные плательщики применяют УСН с уплатой НДС.

Достаточно прост и сам порядок их заполнения, с которым небольшое частное унитарное предприятие или ИП могут справиться самостоятельно, без привлечения специалиста- бухгалтера.

 — Можно ли механизм УСН назвать эффективным?

 — Эффективность применения УСН следует рассматривать в двух ракурсах: с точки зрения эффективности для плательщика и с позиций наполняемости бюджета.

В течение всего периода действия УСН — я имею в виду нынешний механизм УСН, заработавший в 2007 г., — в целом по республике наблюдается устойчивый рост количества субъектов хозяйствования, применяющих этот режим. По состоянию на 1 апреля 2011 г. в стране зарегистрировано 115 245 таких субъектов хозяйствования. Только за первые три месяца текущего года число плательщиков, применяющих УСН, увеличилось на 10,6%. Если же эти данные сравнить, скажем, с данными на 1 января 2010 г., то окажется, что сегодня УСН применяет почти в полтора раза большее число субъектов хозяйствования. Если быть точной, этот показатель увеличился на 46,4%.

О привлекательности УСН и удобстве ее для плательщиков свидетельствует и тот факт, что практически все вновь организовавшиеся плательщики изначально выбирают именно этот режим налогообложения.

Наконец, в структуре доходов бюджета, контролируемых Министерством по налогам и сборам, доля налога при УСН постоянно возрастает. Этот показатель в 2007 г. составлял 0,4%, в 2008 г. — 1,0%, в 2009 г. — 1,5%, в 2010 г. — 2,1%, в I квартале 2011 г. — 2,6%. Отмечается рост поступлений платежей в расчете на одного субъекта хозяйствования, применяющего УСН.

 — Большинство из субъектов хозяйствования, применяющих УСН, — индивидуальные предприниматели?

 — Да, перевес на стороне индивидуальных предпринимателей. Их — 59,9%, или 69 080. Соответственно оставшиеся плательщики (40,1%) — это организации. И, необходимо сказать, тенденция увеличения в составе субъектов хозяйствования, применяющих УСН, доли индивидуальных предпринимателей очевидна. 1 января 2009 г. возможностями особого режима налогообложения пользовались 34,3%. Тенденция обусловлена прежде всего более высоким удельным весом ИП в общем числе субъектов хозяйствования, а также тем, что не все организации могут применять УСН из-за несоответствия показателей их деятельности критериям численности и (или) выручки.

 — Но ведь сам по себе рост числа субъектов предпринимательства, применяющих УСН, мало о чем говорит. Как изменяется, например, удельный вес применяющих УСН плательщиков в общем числе субъектов хозяйствования?

 — Здесь также наблюдается положительная динамика. Доля плательщиков, о которых мы говорим, за последние два года увеличилась почти втрое. Смотрите: если на 1 января 2009 г. УСН использовало всего 10,2% от общего числа субъектов хозяйствования, то к 1 апреля 2011 г. эта доля увеличилась до 29,3%.

Уместным будет еще один показатель: по результатам деятельности за 2010 г. темп роста поступления налога при УСН превышает темп роста числа налогоплательщиков, применяющих УСН, на 1,8 процентных пункта.

 — Насколько популярен этот режим налогообложения среди индивидуальных предпринимателей и организаций, зарегистрированных и работающих в малых и средних городских поселениях?

 — В малых и средних городских поселениях плательщики применяют пониженные ставки налога. По состоянию на 1 декабря 2010 г. к данной категории плательщиков относились 6 328 субъектов хозяйствования, из которых 1 270 (20,1%) применяли ставку 3% и 5 058 (79,9%) — ставку 5%. Поступления в их суммарном выражении составили на ту же дату 36 849,6 млн. руб., т. е. 5,3% от всей суммы поступлений налога при УСН. Темп роста поступлений налога составил 156,0% при темпе роста их количества 134,5%.

Такой порядок цифр свидетельствует об увеличении объемов реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг в сельских населенных пунктах, малых и средних городских поселениях, что является одним из показателей активизации предпринимательской деятельности, развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест в регионах страны.

 — Всем ли удается эффективно использовать предоставленные возможности? Есть ли задолженность по платежам в бюджет у субъектов хозяйствования, применяющих УСН?

 — По состоянию на 1 мая 2011 г. задолженность по платежам в бюджет имелась у 233 плательщиков, в том числе у 182 организаций и 51 индивидуального предпринимателя, т. е. должниками являются 0,2% плательщиков, применяющих УСН.

Сумма задолженности составила 6 208,0 млн. руб., в том числе организаций — 6 097,1 млн. руб., индивидуальных предпринимателей — 110,9 млн. руб.

 — Суммы внушительные… Лидия Тимофеевна, скажите, какие проблемы и вопросы относительно применения УСН возникают у плательщиков? Какую реальную помощь может оказать налоговая служба плательщикам в решении этих вопросов?

 — Удельный вес обращений по вопросам применения УСН в прошлом году и в I квартале 2011 г. в общем количестве запросов, поступающих от плательщиков в налоговые инспекции, составляет около 10%. При этом запросы главным образом касаются разъяснения возможности применения УСН индивидуальными предпринимателями по конкретному виду деятельности, применения ставки налога при УСН в размере 3% при реализации услуг за пределы Республики Беларусь.

Организация разъяснительной работы с плательщиками заключается в рассмотрении обращений плательщиков, размещении информации на сайте Министерства по налогам и сборам, проведении выездных семинаров- совещаний с плательщиками, публикации авторских материалов по применению УСН, комментариев к актам законодательства и ответов на вопросы плательщиков в журналах «Налоги Беларуси» и «Консультант предпринимателя». В газете «Рэспублка» организована постоянная рубрика «Консультант плательщика», в которой публикуются ответы на вопросы, касающиеся деятельности индивидуальных предпринимателей. В целях совершенствования разъяснительной работы внедрено электронное консультирование с использованием сети Интернет.

 — Какие нарушения со стороны плательщиков, применяющих УСН, выявляют работники налоговой службы в ходе осуществления контрольной деятельности?

 — При проверке организаций, уплачивающих налог при УСН, выявляются такие нарушения, как занижение налоговой базы при исчислении налога при УСН; занижение суммы валового дохода, используемого в качестве налоговой базы по причине его уменьшения на сумму стоимости неоплаченных товаров; применение в качестве налоговой базы валового дохода при осуществлении оптовой торговли товарами; неправомерное применение пониженных ставок налога при УСН, реализация товаров без документов, подтверждающих их приобретение.

При проведении внеплановых тематических оперативных проверок устанавливались факты несоблюдения порядка приема наличных денежных средств от реализации товаров (работ, услуг), реализации товаров без документов.

 — У любой монеты есть две стороны. Лидия Тимофеевна, приходится ли самим налоговым органам сталкиваться с какими-либо проблемными вопросами, обусловленными применением плательщиками УСН?

 — Безусловно, такие вопросы возникают в нашей работе. В таких случаях мы готовим разъяснения, а по наиболее сложным, требующим решения на законодательном уровне, разрабатываем предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь.

Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, приведу пример. Так, в настоящее время ввиду ситуации, сложившейся на валютном рынке, актуальность приобретает вопрос обложения налогом при УСН сумм, вырученных при продаже валюты, а также курсовых разниц.

Несмотря на положительные тенденции в налоговых поступлениях от субъектов, применяющих УСН, анализ позволяет сделать вывод о том, что поступления налоговых платежей в расчете на одного субъекта хозяйствования, применяющиего УСН, по сравнению с поступлениями от одного субъекта малого предпринимательства, применяющего общий порядок налогообложения и имеющего такие же критерии по численности (до 100 человек), практически в 2 раза меньше. Среди организаций эта разница заметнее (сравните: соответственно 24,7 млн. руб. и 74,2 млн. руб.), среди индивидуальных предпринимателей — несколько меньше.

 — Чем обусловлена такая разница в суммах платежей, уплачиваемых субъектами хозяйствования, применяющими и не применяющими УСН?

 — Несмотря на то, что УСН не является льготным режимом налогообложения, приведенные цифры красноречиво свидетельствуют о том, что налоговая нагрузка при применении УСН меньше. Можно сказать, что плательщики выбирают УСН исключительно из-за меньшей налоговой нагрузки.

Анализ налоговых поступлений за 2010 г., проведенный на примере 55 организаций, применяющих УСН, показал, что у 73% из них сумма налога при УСН не компенсирует бюджету налоги, заменяемые УСН. У данных организаций расчетная сумма земельного налога и налога на недвижимость от двух до десяти раз превышает налог при УСН. Это говорит о том, что эффективность УСН для наполнения бюджета оставляет желать лучшего и может быть повышена путем корректировки налогового законодательства.

В 2011 г. эффективность УСН возрастет для плательщика еще больше, чем для бюджета.

 — Объясните, почему это произойдет?

 — Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусмотрено применение УСН в 2011 г. при размере валовой выручки не более 12 млрд. руб. нарастающим итогом в течение календарного года, а также предоставление права микроорганизациям, применяющим УСН с уплатой НДС, вести упрощенный учет уплаты указанного налога без обязательного ведения бухгалтерского учета в общеустановленном порядке.

Проведенный анализ изменения размеров налоговых обязательств более четырех тысяч организаций малого предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения и отвечающих критериям применения УСН, показал, что в случае избрания ими УСН с критерием 12 млрд. руб. у 10% организаций объемы платежей сократятся, у остальных возрастут.

Сокращение платежей отмечается в основном по предприятиям реального сектора экономики, которые располагают объектами обложения земельным налогом и налогом на недвижимость.

Субъекты хозяйствования, у которых с переходом на УСН налоговая нагрузка снизится, с большой долей вероятности изберут данную систему налогообложения. В связи с этим возрастает роль мониторинга поступлений налога при УСН в бюджет. Важно своевременно и грамотно дать плательщикам необходимые разъяснения.

 — Какие еще существенные изменения в порядке применения УСН произошли в последнее время?

 — С 1 января 2011 г. в Налоговом кодексе Республики Беларусь закреплены нормы: о распределении внереализационных доходов при определении налоговой базы, облагаемой различными ставками, без учета выручки, получаемой от экспорта товаров, услуг; о необходимости ведения в книге учета доходов и расходов учета ввозимых с территорий Российской Федерации и Республики Казахстан на территорию Республики Беларусь сырья и материалов, основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств; о представлении налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость в случае ошибочного выделения НДС только по ошибочно выделенным суммам; о невозможности применения УСН при наличии случаев реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в Гохран.

Исключена норма, согласно которой налогообложение сумм, поступивших в оплату отгрузок, совершенных в период действия ранее установленных ставок налога при УСН, производилось исходя из данных ставок, а сама реализация предложения позволила упростить форму налоговой декларации (расчета) по налогу при упрощенной системе налогообложения на 6 строк за счет исключения ставок 10%, 8% и 20%.

 — Готовит ли Министерство по налогам и сборам новые предложения по совершенствованию порядка применения УСН?

 — Работа по систематизации и анализу поступающих от плательщиков и подведомственных инспекций предложений по совершенствованию УСН продолжается постоянно. 2011 г. в этом смысле не стал исключением.

Так, в Минфин направлено предложение об уплате сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (уплата указанных платежей не зависит от результатов деятельности организации и ее выручки).

Сформулировано предложение о невозможности применения УСН субъектами, находящимися в стадии ликвидации (прекращения деятельности). Зачастую такие плательщики имеют в наличии значительное количество объектов недвижимости, участки земли, предпринимательскую деятельность не осуществляют и при этом не уплачивают никакие налоги.

Министерством по налогам и сборам представлено предложение о распространении специальной ставки налога при УСН в размере 3% на реализуемые за пределы Республики Беларусь не только услуги, но и работы.

Считаем целесообразным ввести уплату земельного налога, арендной платы за землю в случае самовольного захвата земли. Поскольку при УСН данные платежи не уплачиваются, то организации, применяющие УСН и совершившие самовольный захват земли, не уплачивают эти платежи ни в однократном, ни в десятикратном объеме.

Среди прочих в Минфин направлено предложение о включении в налоговую базу при переоценке имущества и обязательств в порядке, установленном законодательством, только положительного сальдо курсовых разниц (при его наличии), а также об уменьшении покупной стоимости реализованных товаров при безвозмездной передаче товаров и (или) их реализации ниже покупной стоимости.

Кроме того, в целях сокращения административных процедур предложено перейти на уведомительный принцип применения УСН вместо заявительного, действующего в настоящее время.

Проект указа, разработанный Министерством по налогам и сборам, кроме иных мер предусматривает возможность возобновления применения УСН для плательщиков, перешедших в течение 2011 г. с УСН на общую систему налогообложения в связи с превышением установленного Налоговым кодексом критерия валовой выручки в размере 4 120 200 000 руб. При этом устанавливается, что доплата налога при УСН в таких случаях производится без применения мер ответственности и исчисления пеней. Также проектом указа определены условия перехода на применение УСН организациями и индивидуальными предпринимателями с 1 января 2012 г.

Проект указа рассмотрен на заседании консультативного совета при Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь 12 мая 2011 г. и размещен для обсуждения на официальном сайте Министерства www.nalog.by. Информацию о нем можно также найти на многих популярных электронных ресурсах.

Беседовал Вячеслав СКИМН

Источник: www.nalog.by

Написать комментарий

Обратите внимание:

Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению.

Ваш комментарий появится на сайте после одобрения Администратором.

реклама в интернете.
Бизнес-контакты