Выступление Министра экономики на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь по вопросу «О Национальной платформе бизнеса Беларуси — 2011»
Уважаемый Михаил Владимирович!
Уважаемые члены Президиума, другие участники заседания!
Хочется отметить, что в данном формате заседание Совета Министров проходит впервые в истории независимой Республики Беларусь, что свидетельствует о развивающемся диалоге государства и бизнеса и взаимном признании и уважении интересов двух секторов экономики страны. На этот вектор развития, как основной составляющей динамичного развития экономики Республики Беларусь, сделан акцент в Директиве Президента № 4.
Республика Беларусь — страна с открытой экономикой. Следовательно, на развитие бизнес-среды внутри страны оказывают влияние два типа факторов: внешние (которые либо не подвластны нашему влиянию либо частично подвластны) и внутренние (которые напрямую зависят от нас с вами, от тех решений, которые принимаются внутри страны). Я предлагаю сконцентрировать наше внимание на внутренних факторах, т. к. в современной общественной системе Беларуси, которая прямо зависит от решений, принимаемых нами, адекватность социально-экономического менталитета руководителей современным требованиям экономики становится весомым, а зачастую решающим фактором конечных результатов развития.
Умение грамотно расставлять приоритеты при проведении экономической политики в стране определят успех ее проведения.
Привычные доминанты, характеризующие развитие экономики страны, такие как рост ВВП, объем промышленного производства, товарооборот и т .п. фиксируют прошлое, но не закладывают основы для будущего.
А будущее — это реализация государственной экономической политики: создание условий для экономического роста! Как сделать так, что бы он был высокий и стабильный? И главное ли рост экономики или все же рост экономического сознания общества, то есть сознания того, что мы вместе и каждый из нас ответственен за будущее своей страны. Это социальный аспект экономического роста.
До сих пор Беларусь развивалась на основе использования мощного промышленного сектора, который поддерживал высокие темпы экономического роста в стране и создавал высокий уровень занятости при низком уровне безработицы.
Мы не стремились увеличивать частный сектор экономики, так как в этом не было необходимости. В итоге Республика Беларусь отстала от стран-партнеров по уровню вклада частного сектора в ВВП, они поставили развитие частного сектора во главу угла, как основу для своего экономического роста.
На данный момент мы подошли к тому, что существующая экономическая модель требует своего пересмотра с позиции поиска усиливающего фактора экономического роста.
На текущей стадии развития нашей страны стало очевидно, что крупный промышленный сектор является платформой, стержнем экономики, однако же единственным мощным двигателем формирования устойчивого экономического роста является частный сектор, а именно — малое и среднее предпринимательство.
В складывающейся экономической ситуации основная цель государственной экономической политики — это повышение производительности труда и эффективности работы предприятий.
Достижение этих целей требует от нас сосредоточения усилий на поддержании социальной стабильности путем создания максимально комфортных условий для ведения бизнеса в Республике Беларусь. Это в наших силах!
Еще раз считаю необходимым отметить важнейшую роль нашего сегодняшнего открытого диалога, который является очередным крупным шагом на пути укрепления взаимопонимания и доверия между деловыми кругами и государственной властью страны.
В этой связи инициатива бизнес-сообщества по подготовке предложений по структурным преобразованиям в форме Национальной платформы бизнеса Беларуси, на наш взгляд, очень своевременна и актуальна.
Это неотъемлемый элемент экономической политики государства, выработанный предпринимателями, которым не безразлична судьба белорусского бизнеса и которые хотят его делать открыто, честно и прозрачно. И это уже проявилось на практике… Пользуясь случаем, хочу высказать благодарность представителям бизнес-союзов за поддержку, оказанную в рамках работы с предпринимателями по закладыванию разумного валютного риска в условиях девальвации.
В условиях современной Беларуси ключевым фактором успеха национальной экономической модели является увеличение количества людей, желающих вести бизнес в нашей стране. Более того, развитие предпринимательства является «социальным амортизатором», т. е. смягчает нежелательные в текущей экономической ситуации социальные противоречия.
Поэтому считаем, что позиция бизнес-сообщества безоговорочно должна быть принята во внимание, и государственные органы, которые ответственны за те либо иные аспекты данной политики, отраженные в Платформе, просто обязаны приступить к их внедрению.
Принимая во внимание существующие тренды в развитии малого и среднего предпринимательства в странах Европейского Союза, Министерство экономики считает, что основу долгосрочного экономического роста создадут три основных фактора — конкуренция, институт собственника и дебюрократизация.
- КОНКУРЕНЦИЯ. Необходима разработка элементов экономической политики, влияющей на развитие конкуренции. Конкуренция — там, где это возможно, государственное регулирование — там, где необходимо. Соответственно, обеспечение равного доступа субъектов хозяйствования вне зависимости от их формы собственности к сырью, кредитным ресурсам, аренде недвижимости, условиям оплаты за поставленные товары и оказанные услуги. В рамках экономического поля нашей страны необходимо исключить разделение (в плане восприятия) организаций на государственные или негосударственные. Ведь все без исключения участвуют в формировании ВВП и экономического роста! При этом, по-прежнему, при принятии управленческих решений, в том, что касается поддержки, предпочтение отдается предприятиям государственной формы собственности. Если на ситуацию взглянуть с позиции экономической эффективности и создания добавленной стоимости, то «государственный сектор» далеко не является лидером. В этом контексте Правительство подготовило законопроект о принципиально новых подходах к эффективности государственной поддержки и, соответственно, ее влияния на формирование долгосрочного экономического роста.
- ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННИКА. Этот аспект экономической политики является ключевым фактором в построении эффективной системы использования существующего государственного имущества в стране. Следовательно, основным элементом, по мнению Министерства экономики, должно стать формирование и реализация программы «малой приватизации». Ведь «малая приватизация» способствует развитию сотен частных бизнесов, созданию новых частных предприятий, использованию каждого гектара и м2 более эффективно и полезно для общества.
Цель приватизации — создание института частной собственности. Приватизация является главным фактором в построении новой модели экономического развития Республики Беларусь и новой формы экономического сознания.
- ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА. В мировой практике доказано, что ничто так не разрушает бизнес, как сложная система его ведения и влияние бюрократии. Нам представляется, что государственные органы должны сосредоточить свою деятельность на минимизации своего вмешательства в различные процессы хозяйственной деятельности предприятия. Результатом государственной политики должно стать такое соотношение в деятельности любого предпринимателя Республики Беларусь, где все процессы, сопровождающие его основную деятельность, занимали бы не более 10% его времени. Остальные 90% должны быть посвящены главной цели предпринимательской деятельности — систематическому извлечению прибыли.
В целом же предложения, содержащиеся в Национальной платформе бизнеса Беларуси 2011, по совершенствованию условий ведения бизнеса совпадают с позицией Министерства экономики. Уверен, что существующий диалог и взаимодействие дадут свои плоды в реализации основной задачи государственной политики — соединение свободы и порядка, индивидуализма и коллективизма в гармоничное единство с целью достижения «благосостояния для всех».
Ключевое созидательное начало социальной рыночной экономики — это равенство стартовых возможностей, которое должно быть обеспечено государством. Государство инвестирует в таланты, способности, интеллект и творческую энергию, т. е. в предприимчивость. Создаются условия, призванные содействовать развитию способностей человека, их реализации в той мере, в которой этого желает сам человек. И вот в этот момент наступает время социальной ответственности отечественного бизнеса, как результата развития экономического сознания.
На уровне фирмы состояние бизнес-среды оказывает прямое влияние на издержки, на уровне отрасли (сектора экономики) — на структуру рынка и конкуренцию, на уровне национальной экономики — на привлекательность страны для прямых инвестиций. Таким образом, в основе конкурентоспособности национальной экономики — бизнес-среда!
Еще Аристотель сказал, что опорой общества является средний класс, частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы, а несовершенство общества устраняется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Поэтому, основным результатом проводимых нами структурных преобразований для развития частного сектора экономики страны должно стать формирование «среднего касса» — мощной прослойки обеспеченных граждан Республики Беларусь — эффективных собственников, предпринимателей, инициативных работников и земледельцев.
Директива 4 и представленная Платформа являются базовыми документами и основой для усиления и активизации развития бизнес-среды, в которой комфортно заниматься предпринимательской деятельностью.
Источник: www.economy.gov.by
Написать комментарий
Обратите внимание:
Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению.
Ваш комментарий появится на сайте после одобрения Администратором.